• Пн-Пт: 9:00 - 18:00
  • Сб: 10:00 - 15:00
  • +380 98 033 4000 Viber, WhatsApp
  • +380 66 930 1000
  • +380 73 930 1000
Поиск товара:

Осциллограф мотор-тестер что это такое и для чего он нужен?

Поделиться:

Ведущее место в двигателе современного авто отведено электронным системам управления, а также регулирования. Понемногу они пришли на смену механическим системам и полностью заменили их, потому что только с электроникой можно соблюдать все более строгие указания законодательства относительно выбросов вредных веществ вместе с отработанными газами.

Самая простая система впрыска горючего мотора состоит из:

  1. топливной форсунки;
  2. свечи и катушки зажигания;

а также из определяющих режимы работы мотора датчиков:

  1. датчика массового расхода воздуха;
  2. датчика положения дроссельной заслонки;
  3. датчика абсолютного давления во впускном коллекторе;
  4. датчика положения коленчатого вала;
  5. датчика температуры;
  6. и лямбда-зонда.

Каждым датчиком выполняется формирование конкретного сигнала, он соответствует той физической величине, которая контролируется датчиком. К примеру, датчик по расходу воздуха выполняет преобразование расхода воздуха на данный момент через мотор в некоторый уровень напряжения, датчик, отвечающий за положение дроссельной заслонки, «следит» за текущим на данный момент углом открытия заслонки и подает необходимое напряжение. Лямбда-зондом генерируется сигнал с информацией о том, сколько кислорода содержится в отработанных газах. Датчиком, отслеживающим положение коленвала, генерируется сигнал, он показывает, в каком положении находится коленвал и с какой скоростью он вращается.

Далее все эти сигналы идут к электронному блоку управления мотором, на них основывается расчет массы горючего, которая нужна для наполнения цилиндров воздухом, и, уже исходя из этих данных, выполняется определение необходимой длительностью и момента впрыска горючего. Также, опираясь на описанные параметры, системой определяется, какой должен быть угол поворота коленвала, чтобы воспламенились рабочие смеси.

В случае выхода сигнала какого-то из датчиков за допустимые рамки, система выполняет сохранение соответствующего кода неполадки и сигнализирует об этом водителю – через включение лампы «Check Engine», расположенной на приборном щитке.

Обычно диагностирование авто, имеющего такую систему управления, начинают с того, что выполняется подключение специализированного автомобильного сканера. Прибор подключают к шине обмена данными электронного блока управления с помощью диагностического разъема машины и считывают ошибки, зафиксированные электронным блоком управления в процессе работы мотора. Также можно увидеть данные от датчиков в таком виде, какими их видит блок управления.

В большинстве случаев одних показаний автосканера недостаточно для выявления причины поломки, и самым эффективным будет выявление поломок путем прямого анализа сигналов, которые поступают в электронный блок управления, а также управляющих сигналов от блока управления, и их последующее сравнение с эталонами. Именно для этих задач и нужен мотор-тестер.

Прибор мотор-тестер является специальным многоканальным цифровым осциллографом, задача которого – диагностирование разных систем машины, и мотора в том числе. Ранее уже было отмечено, что суть диагностирования – это анализ временных и амплитудных параметров сигналов, которые получает блок управления, а также фиксирование параметров, не контролируемых датчиками системы впрыска с помощью датчиков, которые включены в комплектацию мотор-тестера.

Так, доп. датчик давления позволяет создать график с изменениями давления в цилиндре, глядя на который, можно понять, исправна ли цилиндропоршневая группа, а также газораспределительный механизм; можно узнать, какое давление во впускном коллекторе, и тут же провести сравнение наполненности всех цилиндров топливовоздушной смесью; проанализировать, какое давление в выпускном коллекторе. Также можно получить данные о напряжении и токе в разных электроцепях авто.

Вы можете проводить анализ всех этих сигналов, используя автомобильный осциллограф мотор-тестера, и совершенно не важно, доступен ли их просмотр при помощи автосканера вообще.

Так, если обобщить все выше сказанное, приходим к выводу, что подключение автосканера к электронному блоку управления осуществляется посредством диагностической шины, это нужно для просмотра данных, с которыми работает электронный блок при управлении работой мотора.

Также доступен просмотр параметров, которые рассчитываются блоком управления, например, это относится ко времени впрыска горючего, к углу опережения зажигания. Основываясь на этих показаниях, блок управления создает сигналы по управлению исполнительными механизмами, то есть форсункой, а также катушкой зажигания.

Когда какой-то параметр выходит за допустимые рамки, блоком управления фиксируется ошибка, но точно выявить поломку можно только если перепроверить с помощью мотор-тестера уровни сигнала на входе в электронный блок или же на выходе из датчиков. Либо дополнительно проведя анализ сигналов исполнительных механизмов. В случае необходимости также возможно подключение доп. датчиков из комплекта мотор-тестера с целью получения осциллограмм нужных параметров.

Зачастую мотор-тестер выглядит, как приставка к ПК, поэтому возможно использование вычислительных ресурсов компьютера, чтобы анализировать сигналы. Также это позволяет делать вывод результатов анализа на экран компьютера в форме, которая наиболее удобна пользователю – как график либо диаграмма, и выполнять сохранение эталонных сигналов.

Отметить также, что даже если некоторые параметры были считаны автосканером, дополнительные измерения этих же параметров с помощью мотор-тестера дает более полную картину. Почему сигнал от сканера недостаточно информативен? Причина в невысокой скорости обновления данных, потому что обычно сканером замеряются параметры пару раз в секунду, и этого не хватает, чтобы проанализировать параметры, которые изменяются стремительно. А мотор-тестером можно выполнять от ста тысяч измерений в течение секунды, преимущество очевидно.

Посмотрим пример анализа напряжения бортовой сети в процессе запуска мотора и его работе на ХХ. Измерение напряжения одновременно будет проводиться мультимарочным автосканером AutoCom и мотор-тестером MT Pro. В окошке автосканера для отображения параметров выбрано Напряжение батареи и Скорость вращения двигателя.

Окошко настройки дает подсказку: что чем больше мы выбираем параметров, которые будут одновременно отображаться, тем дольше будет выполняться обновление каждого из них. И если вам нужно следить за параметрами, изменение которых проходит быстрее, чем обновление показаний на автосканере, изменяются скорее, чем обновляются показания на сканере, это лучше делать при помощи мотор-тестера.

Глушим мотор. Начинаем записывать осциллограммы, при уровне напряжения почти 12,8. Это так же, как и у нормально заряженного аккумулятора.

Далее включаем запись в окошке автосканера. И выбираем графический тип отображения.

Первое, что очевидно заметно – это то, как отличаются показания постоянного напряжения. Так может быть потому, что напряжение измеряется в различных точках: так, мотор-тестер может быть подключен своим щупом прямо к аккумуляторным клеммам, а электронный блок выдает то напряжение, которое поступает к нему на вход. Исходя их того, что показания различаются незначительно, и нет каких-либо проявлений неполадок в работе машины, можно не акцентировать на этом свое внимание. Как говорили ранее, мотор заглушили, но сканером фиксируется вращение со скоростью 25 об/мин. Может быть, это является особенностью работы автосканера на данной машине. Так что на это также можно не обращать внимания.

Теперь выполняем запуск двигателя.

На графике оборотов можно заметить небольшой участок прокрутки стартера, запуск мотора, а также стабилизацию холостого хода. Мы можем видеть на графике, что бортовое напряжение просело примерно до отметки 10,5 В, потом понемногу оно нарастает и уже показывает нормальное напряжение для работы генератора 14,2...14,3 В.

Останавливаем запись и переходим к окну мотор-тестера. Теперь обратим внимание на участок запуска мотора.

 

Наблюдаем очевидное сходство в сигналах, однако, первое, что можем заметить – это ступеньки на графике, который получил автосканер. Размер этих ступенек соотносится со временем обновления параметра. К примеру, мы видим, что момент пика падения напряжения в момент, когда включался стартер, пропущен, и действительно напряжение падало до отметки 9 В. Порой, ориентируясь на этот сигнал, можно выявить поломку стартера либо аккумуляторной батареи, а путем анализа сигнала, когда работает система зарядки аккумулятора, ориентируясь на пульсации напряжения, можем выявить неполадки в работе генератора.

Основной плюс в работе автосканера – это простота доступа почти ко всем параметрам мотора через подключение лишь одного провода автосканера к разъему для диагностики.

С мотор-тестером иная ситуация – нужно ручное подключение щупа к конкретной точке проводки, чтобы просмотреть нужный параметр. В то же время с помощью мотор-тестера можно выполнять непосредственное измерение, с ним гарантировано получение правильных показаний вне зависимости от того, исправна ли бортовая сеть либо ЭБУ. Также можно анализировать параметры, контроль которых автосканером просто невозможен.

Таким образом, мотор-тестер и автосканер – два отдельных незаменимых устройства, применяемые в диагностировании современного мотора. Они не могут заменить друг друга, а только дополнить возможности друг друга.

Итак, чтобы работа была максимально эффективной, нужно рациональное сочетание возможностей двух этих устройств. А также понимание того, в какой ситуации какое устройство нужно задействовать.

Полезно
Присоединяйся
©2020 MotorState