Множество статей уже было посвящено вопросу эффективности чип-тюнинга авто, детально были описаны и сама процедура, этапы подготовки к ней, и все необходимое для этого оборудование. Весь этот массив информации для тех, кто любит совершенствовать свое авто своими руками. Тем же, кто в первый раз столкнулся с вопросом, как прошить ЭБУ самостоятельно, хотим коротко разъяснить некоторые ключевые моменты.
1. Главные плюсы новой прошивки машины
Машины, оснащенные авто-управлением, абсолютно закономерно снискали любовь популярность автовладельцев во всем мире. Предметом мечты для многих тысяч владельцев авто является как минимум коробка-автомат, а как максимум – то, что по-народному носит название «полный фарш»: речь о наличии климат-контроля, различных регуляторов и наладчиков, для эффективной работы которых требуется лишь одно нажатие кнопочки. Сегодня у всех появился своеобразный фетиш, именуемый комфортом. Все бы ничего, однако фетиш этот требует немалых средств и постоянных вложений. Ведь специальное оборудование стоит довольно дорого, и купить его себе может далеко не каждый. Но, как у нас часто бывает, на каждую заграничную примочку всегда найдётся мастер из народа, который возьмет, да и соберёт из газонокосилки телегу самоходную. В конкретном случае – проведет модернизацию базовой комплектации своей машины и добавит в нее интересностей и полезностей, применяя специальный софт. Пополнить ряды таких умельцев на самом деле может каждый. Для этого нужно лишь наличие программатора и набора комплектующих.
У перепрошивки ЭБУ на самом деле существует лишь две главные причины. Первой является желание автовладельца сэкономить горючее. Второй является стремление увеличить мощность и динамичность машины. Порой использование прошивки оправдывается введением новых законов, по которым нельзя применять горючее, у которого стандарт ниже, чем EURO-III. К нюансам также можно отнести маркетинговую стратегию производителей авто, следуя которой, они часто прибегают к усреднению показателей своего товара для того, чтобы можно было реализовывать авто по всему миру. После того, как вы воспользуетесь прошивкой ЭБУ, вам раскроется потенциал машины, прежде припрятанный, потому что производителю так удобно. Вследствие качественно проведенного чип-тюнинга авто устраняются недостатки в электронной системе, и грамотно подобранный программатор в этом вопросе является одним из элементов успеха.
2. Память контроллера – виды
Каждому семейству ЭБУ соответствует конкретный программатор. Используя специальный кабель, его подключают к бортовому компьютеру, и затем выполняются необходимые процедуры: можно закачать прошивку новой версии (можно даже несколько версий), затем проверить результат. Проверку проводят, задействуя специальную программу для диагностирования работы системы.
Принцип устройства бортового компьютера машины имеет минимальные отличия от обычного настольного ПК. Разве только у оборудования ЭБУ более свежих версий задействуется два типа памяти – это EEPROM и FLASH, которые сохраняют инфо, записанное на них, даже когда нет источника питания. FLASH – это память, которую можно изменять, другими словами, возможно ее перепрограммирование. На этом виде памяти сохраняются данные по управлению впрыском горючего, а также по калибровке системы. Во время прошивки выполняется переписывание этих данных по k-line линии системной диагностики. Для этого процесса пользуются особым оборудованием: адаптером, а также подходящей программой-загрузчиком. EEPROM является памятью, предназначенной для регулярных перезаписей и хранения временного инфо. К примеру, сведений о системных ошибках, которые впоследствии помогают выполнить диагностирование неполадок. Тут же хранятся и коды доступа к сигнализации, и в некоторых семействах ЭБУ невозможна поддержка программатора если полностью не удалить иммобилайзер. Данные о типах памяти, а также их особенностях будут полезны в случае самостоятельного использования прошивки.
3. Оборудование и технология перепрограммирования
У самых современных электронных блоков нет внешнего блока FLASH-памяти. Тут выполнено изначально внедрение программы в память процессора, и состоит она из:
- бутлоадера – управления запуском и обновлением прошивки применяемой версии;
- основной программы по управлению мотором;
- калибровочных программ.
При использовании программатора обновляются все компоненты ЭБУ, за исключением бутлоадера. В случае появления записи об ошибке после того, как была установлена новая прошивка с бутлоадером, отличным от исходного, нужно открыть прошивку в CTPro редакторе, предназначенном для калибровок. Там нужно выполнить ее сохранение и уже в этом виде попробовать заново внести в свой электронный блок.
Советуем внимательно отслеживать, в каком состоянии бутлоадер во время прошивки. Программатор будет записывать новую программу после того, как будет нажата кнопка «запись», а если в этом процессе удерживать клавиши «Shift» нажатой до стирания флэш-памяти, то произойдет обновление бутлоадера. В случае допущения при записи программатором электронный блок прекратит откликаться на команды. Как раз для контроллеров, которые перезаписываются через бутлоадер процессора, существует способ физического вторжения в систему. Для этого нужно определенным образом перепаять расположение резистора и вернуть его обратно на место после проведения программирования.
Благодаря универсальному программатору CombiLoader, можно обновлять бортовой компьютер без каких-ибо усилий.
Не нужно никакого скачивания и закачки через другой софт и пр. У этого хитрого оборудования есть возможность редактирования прошивки при необходимости в специальной программе Chip Tuning Pro. К сожалению, этим устройством можно работать далеко не со всеми ЭБУ.
Чип-тюнинг является сложным процессом. Чтобы работать с таким оборудованием, как программатор, нужен сопутствующий софт, устройства и основные знания компьютера. Если подходить к вопросу системно, уже за пару месяцев можно разобраться в основных принципах работы бортового компьютера, и в возможностях новых прошивок.
Комментарии