; Проводим чип-тюнинг УАЗ Patriot Дизель 51432.10 своими руками. Считываем и записываем прошивку
  • Пн-Пт: 9:00 - 18:00
  • Сб: 10:00 - 15:00
  • +380 98 033 4000 Viber, WhatsApp
  • +380 66 930 1000
  • +380 73 930 1000
Поиск товара:

Проводим чип-тюнинг УАЗ Patriot Дизель 51432.10 своими руками. Считываем и записываем прошивку

Поделиться:

В этой статье речь пойдет об экспериментах в сфере домашнего чип-тюнинга дизельного мотора ЗМЗ-51432, который оснащен блоком ЭСУД Bosch EDC16C39-H6.1.

Так выглядит блок ЭСУД

Большинство тех, кто является владельцами Патриотов, хотят усовершенствовать работу мотора. И если с бензиновыми в этом плане трудно что-то сделать, потому что они почти не поддаются разного рода чип-тюнингу, то с турбодизелем совсем другое дело – тут вы имеете большой простор для действий.

Для начала нужно выполнить отключение того, что мешает мотору ездить. Речь идет об экологических ограничениях – о системе рециркуляции отработавших газов (СРОГ), а также функции «антидым». Многие также проводят адаптацию прошивки под новую турбину ТКР 50.04.07 от ЗАО НПО «Турботехника» (ходит такое инфо, что на заводе с октября 2013 г. начали проводить установку новой «улучшенной» прошивки). По поводу увеличения мощности и момента – по мнению экспертов, более чем реально прибавить 20-30 л.с. и 50-60 Нм момента.

По мнению многих, для процедуры чип-тюнинга необходимо наличие дорогостоящего оборудования. Это неверно. Хоть перепрошивка блоков EDC16 и является относительно сложной (нужно снимать и вскрывать блок), тем не менее, можно купить программатор BDM100, который читает и записывает прошивки, на eBay всего за 500-600 грн. Отметим, что у чип-тюнера за прошивку такого блока вам придется оставить до 4-5 тыс. грн или даже больше.

Итак, приобретаем китайский клон BDM100. Если софт, идущий в комплекте на диске, будет ругаться, что версия устаревшая, можно найти на чип-тюнерских форумах версию, которая будет работать. Далее убедимся, что софт нормально запускается, а, если нажать «12V ON», будет щелкать релюшка.

Так выглядит китайский клон BDM100

Затем выполняем снятие блока ЭСУД с авто. Там есть 2 разъема, снятие выполняется очень легко, если только знать, как это делать. Для каждого разъема необходимо выполнить поворот вверх пластиковой скобы (расположена сверху на разъеме), в это же время вбок должна выдвинуться задвижка, вы можете помочь ей руками. При повороте скобы на угол больше 90 градусов и полном выходе задвижки разъем соскакивает сам.

Шаг следующий – вскрываем блок. Здесь следует отметить – вскрытие блока без повреждения крышки, тем более при выполнении этой процедуры впервые, непросто. Причина в герметичности блоков EDC16, в том, что они крепко заклеены черным герметиком, имеющим довольно тягучую консистенцию. А вот задняя крышка блока, без снятия которой вы не доберетесь к BDM интерфейсу, выполнена из дюрали, следовательно, ее довольно легко можно случайно погнуть и поцарапать. Правда, когда блок стоит в автомобиле, эти повреждения на задней крышке незаметны, следовательно, и вопросов никаких у гарантийщиков не появится.

В таком состоянии будет крышка после вскрытия блока

Теперь нужно взять пару плоских отверток, у которых с широкое жало. Далее откручиваем 4 Torx-15 винта, находящихся в крышке, осторожно плоской отверткой поднимаем крышку с той стороны, которая противоположна разъему, то есть в середине. Важно соблюдать аккуратность на этом этапе – ни в коем случае нельзя засовывать инструмент вглубь более 5 – 10 мм — это может привести к повреждению компонентов, расположенных на плате. После того, как вставили отвертку, нужно осторожно потянуть крышку вверх. Затем приподнимите край крышки, с помощью тонкого лезвия (это может быть канцелярский нож либо скальпель) нужно подрезать герметик в каждую сторону от отвертки. Далее, используя вторую отвертку, нужно начать продвигаться в сторону, и опять подрезаем герметик. Так, понемногу продвигаясь, нужно подрезать герметик с каждой из трех сторон, затем остается только отогнуть и открыть крышку.

Сняли крышку

Далее следует подключить программатор. Тут не обойтись без паяльника, имеющего очень тонкое жало, также, возможно, потребуется обратиться за небольшой помощью к другу – электронщику. Можно, к примеру, использовать паяльник, в которого жало 0.5 мм. Дальше нужно взять 10-проводный шлейф, включенный в комплект программатора, отрезать один разъем, разделить шлейф на отдельные проводники (длиной ориентировочно 10 см), зачистить и затем облужить концы. Некоторые пользуются бумажкам от старых видеокассет, подписывают их соответственно распиновке разъема на программаторе, а затем наклеивают на проводки. Это проделывают для того, чтобы в процессе подпайки не напутать (маркируем первый проводник на шлейфе с помощью красного цвета).

Легче работать с бумажными метками

Затем берем кусочек изоленты и закрепляем шлейф на корпусе контроллера (это делают, чтоб нечаянно не дернуть провода и не вырвать), затем осторожно выполняем подпаивание проводников к контактным площадкам блока соответственно распиновке (нельзя надавливать, потому что повредятся контактные площадки). Теперь наш блок полностью готов к прошивке.

Так выглядит распиновка со стороны программатора

Такой вид имеет распиновка со стороны блока

Готовность блока к процедуре прошивки

После еще одной перепроверки всех подключений (прежде всего, земли и 12В) выполняем подключение шлейфа к программатору (к этому моменту вы уже должны провести подключение программатора к блоку питания USB 12 В). Теперь выполняем запуск софта. Далее нажимаем кнопку «ON». В случае, если все идет как надо, софт немного поругается на неизвестную модель контроллера и затем предложит сделать выбор одной из существующих. Например, «BOSCH EDC16 Iveco».

Выбор типа контроллера

Затем на закладке «Single File» нужно нажать «Read ECU». После того, как мы выполним выбор имени файла, запустится чтение содержимого блока, когда оно закончится, отключится питание.

Считывается прошивка

Далее в окошке «Save ECU data» софт запросит ввод дополнительных данных. Некоторые поля при этом (к примеру, «ECU Software number»), а также «ECU Hardware number») уже будут заполнены. Акцентируем внимание на этих полях – в них записываются данные по аппаратной ревизия контроллера, а также по версии заводского софта. В нашем случае это будет:

ECU HW: 0281006291

ECU SW: 1037523313

В файле размером около 450 Кб, который считали, в сжатом формате содержится флеш-память контроллера (2048 Кб), а также доп. энергонезависимая память контроллера (размером в 4 Кб). Флеш-память является прошивкой, одинаковой для всех авто. Ее мы и берем для дальнейшей модификации, чтобы получить изменения в работе мотора. Дополнительную энергонезависимую память используют, чтобы хранить специфичные для авто параметры – речь о VIN-коде, кодах форсунок, текущем пробеге и моточасах мотора и пр. Так крайне важно перед любой процедурой модификации выполнять слепок состояния контроллера на текущий момент. Это делают для того, чтобы при необходимости можно было выполнить откат назад.

Для распаковки считанных данных в отдельные файлы, которые доступны для редактирования, нужно нажать на кнопку «Export», а затем нажимаем кнопку «29BL/28F/M58W» в разделе «Export File» чтобы сохранить файл флеш-памяти, а также кнопку «Serial E2prom», чтобы сохранить файл доп. энергонезависимой памяти.

Чтобы записать новую либо прошедшую модификацию прошивку, соберите файл в сжатом формате, добавив в него новую прошивку и ваш текущий файл доп. энергонезависимой памяти. На закладке «Advanced» вообще предусмотрена запись отдельно флеш-памяти, однако, скорее всего, из-за невозможности распознания софтом контроллера кнопки на закладке выглядят как неактивные. Так что нажимаем на кнопку «Export», далее выполняем выбор последнего считанного (сжатого) файла, затем в разделе «Import File» следует нажать «29BL/28F/M58W» и выбрать файл новой прошивки. Далее нужно нажать «Serial E2prom» и выбрать файл, который сохранили ранее. Затем нужно нажать «Save As…» и сохранить готовый файл.

Запись прошивки, в целом, аналогична процедуре чтения, однако нажимать необходимо «Write ECU».

Полезно
Присоединяйся
©2020 MotorState