Наконец-то техническая эндоскопия закрепила свои позиции и стала неотъемлемой частью диагностики на отечественных станциях техобслуживания. Еще 10 лет назад это оборудование хоть и было известно нашим мастерам, но большим спросом не пользовалось. А уже сейчас, благодаря развитию технологий, а также снижению стоимости эндоскопического оборудования, ситуация ощутимо меняется в лучшую сторону.
Даже 3 года назад было бы удивительно увидеть эндоскопический прибор в рамках независимой станции технического обслуживания. Такое устройство не было слишком популярным из-за двух причин. Первая заключалась в стоимости прибора, которая составляла от 50 тыс. рублей. И ассортимент был не особо широк, состоял в основном из немецких брендов.
Вторая причина заключалась в том, что такие приборы не особо были востребованы в рамках сервисов по обслуживанию машин вторичного рынка. Зато они нашли широкое применение у выездных бригад и сервисных служб, которые проводили работы с карьерной техникой, а также тяжелыми грузовыми машинами.
Необходимость в эндоскопических приборах начинает расти пропорционально тому, как усложняется конструкция авто, ведь только с эндоскопом возможно визуальное диагностирование авто без частичной разборки узла или агрегата. Какое-то время назад, чтобы снять головку блока цилиндров, нужно было потратить несколько часов, а уже сегодня автомеханик должен будет потратить в разы больше времени из-за усложненной конструкции блока, увеличенного числа доп. навесных компонентов и возросшего риска ошибки в процессе сборки и разборки.
Так что хороший специалист перед разборкой непременно постарается подтвердить визуально свои предположения, которые он сделал по непрямым признакам. По большей части технические эндоскопы и сейчас применяются для диагностирования двигателя, а конкретно – камеры сгорания. Зонд опускают в цилиндр через свечное отверстие, далее он отправляет на экран смартфона, штатного монитора либо ноутбука изображение хорошего качества, по которому можно определить, в каком состоянии пребывает поршень, стенки цилиндра, а также тарелки клапанов. Либо же, например, в двигателе появился стук, его причины непонятны. Может быть, его причина в шатунном подшипнике? Проблема решается просто: отворачиваем пробку и сливаем масло, теперь можем «заглянуть» в картер и «увидеть» шатуны – стучать будет тот, у которого после перегрева цвет потемнее. Понемногу сферы, где применяются эндоскопы, становятся все шире.
По словам технического тренера по диагностике тренингового центра для специалистов автосервиса FITLAB Евгения Литвинова, сложно переоценить помощь, которую оказывает такой прибор при диагностировании катализатора. Для этого специалисту нужно только снять кислородный датчик и поместить камеру в выхлопную систему, так можно будет увидеть, оплавлен катализатор либо нет. У моторов с непосредственным впрыском топлива одна из самых распространенных поломок – это чрезмерное образование нагара во впускном коллекторе. Имея эндоскоп, можно оперативно и четко определить, в каком состоянии впускные заслонки, а также стенки впускного коллектора на предмет нагара, и для этого не нужно будет снимать или разбирать коллектор. У современного авто под капотом настолько мало места, что эндоскоп применяется еще и для наружного осмотра мотора, в то время как использование обычных зеркал не эффективно. Он позволяет в полной мере осмотреть мотор и увидеть, есть ли подтеки там, куда обычным способом не заглянуть. Литвинов включает технический эндоскоп в обязательный список инструментов для диагностирования, который рекомендует на своих курсах. По его словам, с таким устройством работа диагноста гораздо оперативнее и легче, минимизируется риск совершить ошибку.
Отметим также, что за последние несколько лет значительно расширился выбор эндоскопов для автосервиса на отечественном рынке. Соответственно, гораздо ниже стала и цена на этот прибор. Поэтому теперь его себе может позволить почти любой автомобильный сервис и автомастерская.
По словам начальника отдела продаж компании «Техноэкспорт» Павла Распопина, еще три года назад рынок был представлен только немецкими эндоскопами производителей Hazet и Bosch. И цена их была не менее 40 тысяч рублей. На сегодняшний день можно приобрести цифровой эндоскоп хорошего качества от китайского производителя стоимостью от 10 тысяч рублей. И на рынке сегодня уже почти не осталось оптических эндоскопов, имеющих твердую металлическую трубку. В целом, они предоставляли изображение неплохого качества, но оно было недоступно для записи, фотографирования или вывода на монитор компьютера. И из-за металлического жесткого стержня такими эндоскопами нельзя было диагностировать внутренние полости, имеющие сложную геометрию. По этой причине значительно снижался его функционал.
По словам Распопина, на сегодняшний день рынок располагает видеоэндоскопами, имеющими полужесткий оптико-волоконный кабель с камерой на конце, передающей картинку на монитор эндоскопа, также там располагаются светодиоды для подсветки. При необходимости возможно подключение эндоскопа непосредственно к более широкому монитору для получения изображения лучшего качества. Кроме того, большая часть моделей располагает слотами для карт памяти, благодаря чему записи и фото можно сохранять и в дальнейшем просматривать на мониторе более высокого качества, можно распечатывать и прикреплять к диагностической карте.
Но, несмотря на расширенный функционал технического эндоскопа и значительное снижение цены на него, он пока еще не получил такого признания в качестве диагностического устройства, как автосканер.
Эндоскоп для автосервиса – выбираем правильно
С выбором модели эндоскопа не должно быть каких-то особенных трудностей. Раньше эксперты давали совет приобретать эндоскопы двух видов – один жесткий другой гибкий. Жесткие нашли применение при диагностировании двигателя, гибкие — при диагностировании узлов, а также элементов кузова, имеющих сложную геометрию. Сейчас же видеоэндоскопы успешно сочетают возможности двух устройств. На что нужно обратить внимание?
По словам Павла Распопина, в первую очередь следует акцентировать внимание на длине зонда, ударопрочности корпуса прибора, качестве передачи картинки, а также на способности выполнять работу в агрессивных средах – это главнейшие характеристики технического эндоскопа.
В хорошем эндоскопе есть возможность передачи изображения в режиме онлайн и записи в память. Лучше, чтобы разрешение съемки составляло не менее 640х480, в самом крайнем случае оно может быть 325х250 пикселей. Еще очень важно, какое качество имеет автофокусировка камеры, устанавливаемой на зонд. Лучше, чтобы расстояние, на котором возможна передача четкого, фокусированного изображения камерой, было как можно больше. Обычно у камер, устанавливаемых на видеоэндоскопы, авто-фокус работает на расстоянии 1-6 см до объекта. Также зонды характеризуются стандартной длиной 80 см-1 м. Для работ в условиях автосервиса этого обычно более чем хватает. Если будет нужно, всегда можно купить зонд с большей длиной, но, как правило, такой необходимости не возникает.
Евгений Литвинов акцентирует на том, что, выбирая эндоскоп, следует посмотреть, есть ли в комплекте специальные зеркальные насадки, с помощью которых можно проводить осмотр под углом 70, 90, а также 110 градусов. Не имея такой насадки, нельзя выполнить качественную оценку состояния стенок цилиндра, а также состояния клапанов, потому что эндоскоп может видеть только то, что находится перед камерой. Невзирая на то, что камеры современных технических эндоскопов отличаются достаточно широким углом обзора, этого иногда мало. Уточните также у продавца, возможно ли сохранение прибором полученных данные на карту памяти и располагает ли он необходимыми разъемами, чтобы подключать к ноутбуку, планшету и пр.
Следует также отдать предпочтение более тонкому диаметру камеры, если это не навредит качеству съемки. У большего числа эндоскопов есть камера и зонд с диаметром, не превышающим 5 мм, однако у более бюджетных моделей разрешение съемки составляет 325х250 пикселей, а у тех, что подороже – 640х480. Еще яркость подсветки у моделей подороже имеет встроенную регулировку.
Камере эндоскопа должны быть под силу такие испытания, как погружение в автохимию, бензин и моторное масло на протяжении хотя бы пары минут. Хотя эндоскоп и не работает никогда в подобных условиях, существует вероятность, что в рабочем процессе он может быть погружен в воду либо агрессивную среду.
К слову, эксплуатация эндоскопа возможна не только до ремонтных работ, но и после них. Дилерскими автомобильными сервисами такие устройства широко применяются на выходном контроле, а также при работе с возвратами авто после выполненного ремонта. В случае, когда недовольный качеством проведенного ремонта клиент отдает машину обратно и требует всё разобрать и снова переделать, исключительно эндоскопом можно выполнить независимую оценку качества проведенного ремонта и избавить себя от лишней работы и ненужных выяснений.
Комментарии