; Выполнение чип-тюнинга самостоятельно. О ключевых картах параметров
  • Пн-Пт: 9:00 - 18:00
  • Сб: 10:00 - 15:00
  • +380 98 033 4000 Viber, WhatsApp
  • +380 66 930 1000
  • +380 73 930 1000
Поиск товара:

Выполнение чип-тюнинга самостоятельно. О ключевых картах параметров

Поделиться:

Тема сегодняшней статьи – ключевые карты параметров. Только чтобы понимать, для чего предназначены эти самые карты, нужно иметь понятие об общих принципах управления мотором и роли главных датчиков системы. Поэтому, так сказать, для затравки автор приводит краткую инфо из руководства по мотору (ОАО «ЗМЗ». «Дизельный двигатель модели ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей УАЗ экологического класса 4. Устройство, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт».) и настоятельно рекомендует всем прочитать эту книгу.

В системе Bosch EDC16 реализуется управление дизелем по величине крутящего момента. Поступающие в блок управления системы EDC16 данные о требуемом крутящем моменте систематизируются, проходят обработку и эксплуатируются, чтобы корректировать топливоподачу.

Процесс регулировки топливоподачи

От кол-ва впрыскиваемого горючего напрямую зависят очень важные параметры мотора: речь о крутящем моменте, расходе горючего, выбросе вредных веществ и о его термической, а также механической нагрузке. Благодаря регулировке цикловой дозы впрыскиваемого горючего возможна оптимизация процесса сгорания абсолютно на всех режимах эксплуатации работы мотора. Значение крутящего момента, которое необходимо, будет складываться из момента, который требуется, чтобы преодолеть внутренние потери, а также момента, который требуется для привода авто. Для каждого значения крутящего момента есть определенная доза горючего, которое впрыскивается в цилиндры.

При расчете дозы впрыскиваемого горючего, производимом блоком управления мотором, учитывается:

  • в каком положении педаль акселератора,
  • масса воздуха, который поступает в цилиндры,
  • с какой частотой вращается коленчатый вал мотора,
  • какая температура горючего,
  • какой температуры охлаждающая жидкость

Максимальная доза горючего, которое впрыскивается, ограничивается из условий механической прочности деталей мотора, а также бездымного сгорания. Исходя из этого блоком управления рассчитывается максимальная допустимая доза впрыскиваемого горючего.

Max цикловая доза горючего зависит:

  • от того, с какой частотой вращается коленчатый вал,
  • от массы воздуха, которая поступает в цилиндры.

Следовательно, крутящий момент является главной характеристикой, которой оперирует контроллер мотора, в то время как топливоподача является вторичной относительно крутящего момента и зависящей от множества разных факторов. К примеру, в блоках EDC15 (ими оснащались авто с датами выпуска начала 2000-х гг.) все было подвязано именно под топливоподачу.

Так, если все очень упростить, получим схему управления – когда водитель жмет на педаль газа, он запрашивает некоторое кол-во крутящего момента. Мотор, в зависимости от зашитых в него параметров, дает определенное кол-во момента, однако это происходит не сразу (потому что работает система «антидым», обеспечивающая сгорание горючего без дыма) и, может быть, подается он не весь (из-за работы системы механической защиты мотора).

Итак, список ключевых карт включает (как пример приводятся адреса и картинки карт от Fiat):

DRIVER WISH

Задача – определение запрашиваемого водителем момента (Нм) в зависимости от интенсивности нажатия на педаль акселератора, а также текущих оборотов мотора. Такая карта может быть не одна, а несколько – к примеру, для режима «спорт» и для «обычного». По сути, картой определяется отзывчивость авто на педаль газа, однако никакого влияния на работу самого мотора не оказывает. Скажем больше: если глянуть на моменты, которые прописаны в этой карте, к примеру, для нажатия на педаль акселератора на 100%, то мы можем увидеть, что они не только перекрывают максимальные возможности мотора, но еще и остается запас. К примеру, штатная прошивка от ЗМЗ рассчитана на запрашиваемый момент 355 Нм (при условиях полного нажатия газа для оборотов от 600 до 2800 об/мин), в то же время понятно, что достичь такой величины момента никогда не получится. Поэтому, может быть, для спорт-авто есть смысл в редактировании этой карты, дабы реакции на нажатие газа имели большую резкость, но для тяжелого внедорожника редактировать эту карту совершенно не имеет смысла.  

DRIVER WISH (1C1662, 1C18A6, 1C1D2E)

Карта EGR

Этой картой определяется желаемый массовый расход по воздуху (масса воздуха/цилиндр) в зависимости от цикловой подачи горючего (объем впрыска/цикл), а также оборотов мотора на данный момент. Эта карта становится основанием для управления клапана рециркуляции. Например, в карте EGR есть указание, что при 2000 об/мин, а также цикловом наполнении 20 мм^3/цикл понадобится 460 мг/цилиндр свежего воздуха, и, допустим, что наполнение цилиндров для данного мотора с данной турбиной будет достигать max900 мг/цилиндр. Ту часть, которая осталась (900-460=440 мг/цилиндр), можно заполнять условно инертным газом, который поступает с выпуска мотора. Чтобы отключить EGR (один из способов), можно заполнить эту карту значениями, которые соответствуют max наполнению цилиндров газом, только такой способ имеет один нюанс – контроллером может зажигаться ошибка. Есть более прогрессивный способ для EDC16 (об этом речь пойдет в след. части).

EGR (1C356C)

Карта SMOKE LIMIT

Задача этой карты – определение лимита циклового расхода горючего (объем впрыска/цикл или лямбда-коэффициент) для указанного массового расхода воздуха, а также оборотов мотора. Благодаря этой карте возможна реализация сгорания горючего без дыма (другими словами, системы «антидым»). Как работает данная карта: предположим, водитель нажал на педаль газа. Контроллер известно, какое кол-во горючего необходимо впрыскивать, чтобы обеспечить запрашиваемый момент, однако преграждает впрыск горючего, пока не будет раскручена турбина и не появится необходимый расход воздуха. Из-за этого и получаем «тупой» ответ, когда нажимаем на газ. По мере того, как раскручивается турбина, возрастает и расход воздуха, и ограничение на впрыск горючего понемногу уходит. На высоких оборотах турбиной генерируется беспрерывное давление, при этом расход воздуха не будет меняться. Вот почему для высоких оборотов при уже раскрученной турбине в редактировании карты уже особо нет смысла. Подбираются значения в карте так, чтобы массовый расход воздуха, который необходим, был выше оптимального на 10-20% - так обеспечивается в полной мере сгорание горючего без дыма. Так, если уменьшить требуемый расход воздуха в данной карте, будет увеличено кол-во дыма от сгорания горючего, но обострится скорость ответа на педаль газа. Но тут тоже нужно все делать без фанатизма – при отсутствии воздуха мотор обеспечит уверенной тяги, при этом переизбыток горючего, которое не сгорело, может пагубно повлиять на каталитический нейтрализатор. Карт может быть несколько: к примеру, для дизеля ЗМЗ к каждой передаче идет своя карта, в общей сложности 5 шт.

SMOKE LIMIT (1CD144, 1CD388)

Карта TORQUE LIMIT

Эта карта нужна для определения максимального момента (Нм), в зависимости от оборотов мотора. Является, по сути картой, приводимой обычно, как ВСХ хар-ка мотора. Главное ее назначение – механически защищать мотор. Порой карту задают для нескольких значений атмосферного давления – для нормального, а также пониженного, к примеру, как в горах. Для разряженного воздуха момент (следовательно, и цикловый расход горючего) следует делать меньше, чтобы не было превышения оборотов турбины и во избежание срыва ее работы в неустойчивый режим (он же помпаж). Вследствие редакции данной карты возможно (в небольших, определенных пределах) увеличение момента и max мощности мотора, но правильным будет для этого использование моторного стенда, а также, как минимум, нужно перенастроить работу турбины (если не увеличить давление наддува, не будет роста момента).

TORQUE LIMIT (1CBD4A)

Полезно
Присоединяйся
©2020 MotorState