Широкополосный лямбда-зонд является незаменимым помощником, необходимым прибором для настройки работы мотора. Чтобы иметь первичное понимание, скажем, что прибор является устройством, измеряющим кол-во кислорода в отработанных газах. Его устанавливают в выпускном тракте.
Разберемся же, что означает название данного прибора. Под термином «широкополосный» подразумевается, что диапазон измерений распространяется за рамки штатных значений. Для штатного (то есть узкополосного) кислородного датчика характерна работа в диапазоне 0-1 Вольт (как правило, это 0.1-0.9). Узкополосным датчиком выполняются замеры в рамках диапазона 0.9-1.1 Лямбды, это соответствует смеси 13.18-16.10 AFR.
А вот Innovate широкополосным датчиком выполняются замеры в рамках диапазона 7.4 - 22.4 AFR (что соответствует диапазону 0-5 вольт). Как уже стало понятно, существует значение Лямбда. И существует значение AFR. Это разные системы измерения одного и того же значения. 1 Lambda = 14.7 AFR. Как мы уже могли понять, узкополосным датчиком измеряется диапазон 13-16 AFR, и сначала может показаться, что этого достаточно, чтобы настроить атмосферный - 1.5 мотор.
Однако есть и два существенных «но»! На скорости 8000 RPM мотором совершается 1 оборот за 7.5 мс. При этом узкополосная лямбда срабатывает на 100-300 мс, это соответствует приблизительно 600 RPM. Узкополосной лямбдой точно обрабатываются лишь очень низкие обороты, а на оборотах повыше будет присутствовать инерционная погрешность. Широкополосной лямбдой измеряется приблизительно 8 мс, это соответствует примерно 7500 RPM (и это еще далеко не предел). Так, на сток лямбде возможна корректная отстройка только холостого хода.
Устройство Innovate MTX-L
Компании Innovate Motorsports является производителем узкоспециального оборудования, назначение которого - настраивание топливно-воздушной смеси. Основой стали высококачественные датчики Bosch, оснащенные контроллерами марки Innovate быстрого действия. Особую популярность снискали модели LC-1, LC-2 и, разумеется, MTX-L.
- Bosch 0 258 007 351 – это номер лямбды, которая включена в комплект MTX-L
- Gauge O2 Sensor – это монитор состояния AFR
- доп. кабель удлинитель - база комплекта MTX-L
- Bosch 0 258 007 351 - кислородный датчик (относится к продукции премиум-класса, предназначенной для машин типа Bentley Continental GT, несмотря на то, что ставился на WAG VolksWagen Phaeton.)
Располагает 5 проводами. Подключение самого датчик выполняется прямо к монитору MTX-L. При подаче напряжения на собранный MTX с лямбдой, результат буде заметен в любом случае. Дальше возможно подключение либо одного из каналов контроллера к мозгу, либо симуляции узкополосной лямбды 0-1, либо же широкополосного канала.
Комплектация Innovate MTX-L на базе BOSCH
Новое место в коллекторе
Когда устанавливается широкополосный зонд, обязательно соблюдать несколько правил. Прежде всего, Лямбду нужно устанавливать до катализатора. Потом не стоит устанавливать ее в хвосте выхлопной системы, потому что это приведет к тому, что отклик будет очень долгим. Также не ставьте очень близко к ГБЦ во избежание лишнего перегрева. Как правило, установку выполняют на расстоянии приблизительно 50 см от верхнего фланца выпускного коллектора.
Процедура установки MTX-L
Прежде всего, широкополосная лямбда понадобится исключительно после того, как будет установлен мозг, который можно настроить — OBD1. Отстегивать просто так 200 долларов за датчик как-то не логично. Во-вторых, существует спорный вопрос, какое подключение лучше: лямбды напрямую к ПК, либо же к ECU. Общим решением было определено, что лучше выполнять подключение к ECU, а после выполнять считывание параметры по даталогу. Именно так все и работает: датчиком подается сигнал на контроллер, затем контролером подается на ECU, а от ECU через даталог – уже в сам компьютер. Да, цепочка выглядит достаточно длинной. Однако дело в том, что при подключении лямбды к ECU, возникнет сигнал, синхронизированный с ним. Системе необходима связка.
Затем, если старый кислородный датчик не откручивался – лучше выполнить прогревание мотора, а затем осторожно открутить кислородный датчик. Если этого не сделать, есть вероятность, что открутится лишь часть датчика. Воспользуйтесь для этой цели либо ключом на 22, либо разрезным ключом на 22, либо же инструментом спец. Назначения Jonnesway AI010033. Дальше рекомендуется выполнить смазывание резьбы (исключительно резьбы!) медной смазкой, это позволит избежать прикипания лямбды к коллектору.
Затем возле мозга на расстоянии приблизительно 10-20 см от коннектора D14 (третья фишка, в нижнем ряду, 5 справа) отрезаем провод, который идет к лямбде, и зачищаем его. Здесь находится вход в мозг от датчика кислорода. Теперь посмотрите за аккумулятором, буквально под ним будет расположена резиновая заглушка с проводами, рекомендовано именно через нее проложить удлинитель MTX-L.
Подготовительный этап окончен. Кабель-удлинитель имеет очень большую длину, вы можете бросить его в пространстве под капотом, а можете переместить в салон машины. Сразу отметим чрезмерную тугость клипсы между лямбдой и удлинителем, учитывайте это. Выполняете подключение лямбды к удлинителю, удлинителя к контроллеру в салоне авто. Далее у контроллера есть 3 провода. Из них на 2 нанесена маркировка In и Out – это относится к программированию контроллера, пока мы не будем этого касаться.
Как подключают MTX-L к ECU
Для начала отметим, что необходимо соблюдать меры предосторожности: работа лямбды проходит в коллекторе, и при работе мотора температура и коллектора, и лямбды достигает 700 градусов. Также избегайте использование лямбда-зонда в качестве заглушки. Если выполнить установку широкополосного зонда без его подключения, то при отсутствии прогрева и питания лямбда-зонд долго не проработает. У третьего кабеля, который идет от контроллера, есть 5 проводов. В табличке, приведенной ниже, можно посмотреть подключения:
Как калибруется MTX-L широкополосного датчика
Выполнять калибровку нужно для определения пределов значений, который измеряются. Важное условие – это чистота лямбда-зонда и его нахождение на воздухе, а не в коллекторе выпускного тракта. Выполните отключение лямбды от MTX-L монитора, это будет удобнее сделать в салоне, подкапотное пространство – не лучший вариант.
Не подключая лямбду, выполните включение зажигания (не запускайте мотор). Вследствие этой процедуры произойдет стирание старых значений, на мониторе вы увидите ошибку E2, это свидетельствует об отсутствии лямбда-зонда. Все в порядке, нужно оставить на минуту монитор при включенном зажигании, после чего нужно выключить зажигание. Если вы видите ошибка E9 Innovate MTX-L, это означает, что напряжение низкое, такое может быть при незаведенном моторе.
Заново выполните подключение лямбды к монитору MTX-L и затем нужно включить зажигание. На мониторе появится надпись "htr", это значит "Heater" (то есть нагрев), процедура нагревания широкополосного датчика. Когда будете включать в первый раз, надпись поменяется на "CAL" – это означает первичную калибровку.
По истечении 30-60 секунд MTX-L должен отобразить значение на датчике. Как правило, это 22.4. Каждый раз вначале включения будет выполняться нагревание, а затем уже значение датчика кислорода, независимо от того, какая температура у коллектора. По окончанию калибровки нужно будет выключить зажигание и выполнить установку лямбды в выпускной коллектор. Можно проводить отключение лямбды от MTX-L монитора и при этом не терять калибровку, для этого нужно только не выключать зажигание.
Продукция Innovate по номерам
- 3812 – номер переходника с 4 pin на AudioJack 2.5мм
- 3846 – номер 4 pin кабеля
- 3728 – номер держателя лямбда-зонда на выхлопной трубе
- 3838 – номер болта заглушки с бочонком для «заваривания» в трубу под лямбду в нештатное место
- 3729 – номер HBX-1 доп. защиты лямбды при работе свыше 900 градусов
- 3828 – номер 550 см удлинителя кислородного датчика
- 3764 – то же самое, что и 3838
- 3737 – номер датчика BOSCH LSU 4.2 — OEM 0258007351
- 3840 – номер 4 pin кабеля с разъемом DB-9, ComPort-RS232
- 3810 – номер 240 см удлинителя кислородного датчика
- 3843 - номер 90 см удлинителя кислородного датчика
Файлы инструкции
[PDF] Подробная инструкция Innovate MTX-L
Как настраивать в CROME
Итак, лямбду подключили, AFR отображается. Каким образом это используется для настройки? Тут не обойтись без прошиваемого OBD1 мозг. Для работы в нем понадобится P30 база (база P28 не подойдет). Сначала следует отключить проверку целостности прошивки (Plugins-Enhancements-Remove Checksum Routine) и включить даталог (Plugins-Enhancements-Quick Datalogger +RTP). Эти действия необходимы для даталога. Также нужно выполнить настройку самого CROME под лямбду. Для начала важно отметить, что CROME является крайне нестандартной программой. Вместо точек используем запятые 14.7->14,7.
Суммарно решается для операционки Windows: открываем Панель управления->Язык и региональные стандарты->Доп.параметры ->Разделитель целой и дробной части установить как . (обязательно как точку)! Переходим к File-Settings. В первом окошке "General" нужно установить галку Air-Fuel Ratio – будет переводиться напряжение в AFR. Во вкладке "Tuner Logging" нужно заполнить значения так, как показано на картинке.
В левой таблице идет сравнение напряжения и выдается AFR. Правая часть таблички ответственная за то, на каких оборотах, на какой передаче, при каких температурных показателях ОЖ снимать значения. Тут предоставляется полная картина, по мере приобретения опыта вы сами будете понимать, что нужно будет мерить, а что не нужно.
Процесс настройки широкополосного зонда в Crome
Таблица калибровок LC-1 Innovate для CROME
Комментарии