Направление диагностики коммерческой техники на просторах бывшего СНГ развивается не так быстро, как хотелось бы владельцам такой техники. На сегодня не так много автосервисов располагает необходимой диагностической аппаратурой и подготовленными специалистами. Однако есть повод надеяться, что в ближайшей перспективе ситуация изменится в лучшую сторону, ведь количество старых грузовиков и автобусов в автопарках стремительно уменьшается. Эстафета перенимается импортными и отечественными машинами, оснащенными современными системами электроники.
Сегодня необходимость в качественной независимой диагностике коммерческого транспорта только возрастает. Рынок этих услуг проходит стадию формирования. Так как процесс этот не быстрый, компании, работающие с данной клиентурой, могут зайти и закрепиться в этом сегменте рынка услуг.
Учитывая то, что конкурентов в этом направлении не так много, не только у уже работающих грузовых автомобильных сервисов, но и у диагностов с большим опытом, мечтающих перейти на работу «на себя», есть отличная возможность заявить о себе и получить хорошие перспективы. Если вы чувствуете, что обладаете предпринимательским талантом, то сейчас пришло время узнать это точно.
По поводу независимых СТО, ориентирующихся на ремонт грузовых машин – им сейчас вообще нельзя упускать из виду развитие этого направления. Уже сейчас (а дальше эта тенденция лишь укрепится) залогом качественного ремонта любого автобуса, грузового авто, прицепа является правильно проведенная диагностика. И если для вас важно ваше место на рынке, уже сейчас стоит позаботиться о том, чтобы создать диагностический пост.
Самым важным вопросом при создании диагностического поста грузовых машин является вопрос правильного выбора оборудования. Стоимость диагностических автосканеров для грузового транспорта значительно выше, чем у сканеров для легковушек. Поэтому неправильный выбор оборудования может впоследствии вам дорого обойтись во всех смыслах. Кроме мультисистемного автосканера также возникнет необходимость в фирменном диагностическом оборудовании от таких именитых компаний, выпускающих электронные системы к коммерческой технике, как, например, Knorr-Bremse, а также Wabco.
Специалистам узкого направления
Итак, начнем с автосканеров. Сегодня ассортимент рынка автосервисного оборудования представлен несколькими типами автосканеров для диагностики. Топовый сегмент представлен дилерским оборудованием для диагностики, например, прибором MAN CATS – для диагностирования грузовых авто MAN, MB Star Diagnosis – для диагностирования машин Mercedes, устройство Volvo Vcads – для диагностирования грузовиков Volvo, и т.д. Каждый из них предназначен для выполнения диагностирования машин конкретной марки. Но так как мы говорим об автосканерах для работы в независимом автосервисе, нет целесообразности в приобретении такого прибора. Ведь в парке грузовых авто несоизмеримо меньше авто, чем в парке легковых машин. При условии специализации независимого грузового сервиса на какой-то конкретной марке машин значительно сократится и так не слишком обширная база клиентов. И даже если вы решите специализироваться на КАМАЗах, обеспечить своему СТО беспрерывный поток клиентов будет крайне сложно, потому как большинство владельцев таких машин уверены, что КАМАЗ, ровно так же, как и «Жигули», любой водитель нашей страны может собрать и разобрать так же легко и быстро, как и автомат Калашникова.
Если все же говорить о грузовиках зарубежного производства, то специализироваться на одной-двух отдельных марках целесообразно лишь в одном случае: когда во владении вашей компании парк из минимум 20-30 единиц таких авто. Вот тут действительно можно не только хорошо наладить доступное по цене и высокое по качеству обслуживание своего автопарка, но и еще и перетянуть на себя определенный пласт клиентуры дилерского тех.центра, если он к тому же и расположен за пару сотен км от вас.
В любом случае, если вы приняли решение о специализации на одной-двух марках грузовых машин, вам нужно заняться вопросом покупки настоящего дилерского автосканера. Ведь на сегодняшний день на рынке вместе с оригинальными комплектами для диагностики широко представлены и китайские «клоны». Цена на такие «копии» порой в половину ниже, нежели цена на оригинальный автосканер. При этом качество клона качество может иметь огромные отличия от оригинального оборудования. Наибольшая опасность такого приобретения кроется в том, что вы, по факту, приобретаете кота в мешке. Узнать, что входит в его функционал можно лишь в реальных условиях после проведения диагностики нескольких авто. Нередко можно встретить сообщения от диагностов на специальных формах с жалобами на то, что прибор-клон прибора «видит» лишь двигатель машины. В то же время, по уверениям другого владельца такого же прибора, с ним ему доступно диагностирование всех электронных систем. Вывод такой: клоны в Китае производятся различными компаниями, и относятся к своей работе они тоже по-разному. Одни занимаются «воспроизведением» программного обеспечения оригинального прибора с большей тщательностью и добросовестностью, а другие особо не заморачиваются, делая лишь то, что проще всего. Ну, и вторым немаловажным моментом является обновление программного обеспечения приборов-клонов.
По словам руководителя отдела продаж компании «Техноэкспорт» Павла Распопина, диагностические автосканеры-клоны для грузовых машин имеют те же самые проблемы, что и подобные автосканеры для легковых машин. В лучшей ситуации ПО будет обновляться с большими задержками. Ну, а в худшем случае вообще не удастся обновить базу. Конечно, автосервисам, для которых не стоит вопрос реального конкурирования с официальными техническими центрами, это не станет большой проблемой, так как они занимаются обслуживанием машин, в которых уже закончился гарантийный срок. Гораздо более ощутимой проблемой становится ограничение функциональности устройства для диагностики, когда, например, нет возможности изменить параметры электронных систем.
Для универсалов
В основном, большая часть независимых автомобильных центров выбирают для работы мультимарочные автосканеры, не имеющие ограничений в работе лишь с одной маркой грузовых авто. На сегодня рыночный ассортимент представлен несколькими диагностическими устройствами, работающими по такому типу. Наибольшей популярностью пользуются автосканеры Launch, Bosch, G-scan, а также Texa. Невзирая на то, что конкуренция в данном сегменте довольно высокая, данные устройства хорошо сосуществуют, порой даже одном автосервисе.
Автосканеры для грузовых машин евро-производства
Каждый автомобильный сканер отличается своими индивидуальными техническими особенностями, а также возможностями, выделяющими его и обеспечивающими ему уникальными конкурентными преимуществами. Вот, например, прибор Bosch KTS Truck является отличным мультисистемным устройством, работающим с грузовиками европейского происхождения. В приборе предусмотрена поддержка обмена даннымх через самые популярные протоколы, используемые в евро-грузовиках и полуприцепах (OBD, CAN-L, CAN-H, ISO 9141-2 K/L линии. SAE-J1850 PWM (линии BUS+ и BUS-), SAE-J1850 VPW, SAE-J1708, SCI Haldex. Помимо этого, вместе с остальным комплектом есть возможность заказа адаптеров, с помощью которых можно подключаться к любому грузовому авто евро-производства, можно также подключаться и к системам ECS и ABS. Правда, возможности данного прибора в диагностировании машин азиатского и североамериканского рынка очевидно пасуют перед характеристиками некоторых конкурентов.
Главным таким конкурентом стал «швед» Autocom CDP Pro. Данный прибор характеризуется широким покрытием, включающим, помимо машин европейского производства, еще и множество корейских, японских марок. Устройство может «читать» не только блок управления мотором, но и большую часть периферийных блоков (речь о климат-контроле, ABS, пневмоподвеске, Airbag, трансмиссии, иммобилайзерах, блоки предпусковых подогревателей).
Автосканеры для тягачей американского производства
Для работы с американскими тягачами оптимально подойдут мультисистемные авсканеры, такие, например, как TEXA AXONE либо диагностическое устройство Logic от производителя Magnetti Marelli. Перечень брендов техники, которые поддерживают данные автосканеры, включает в себя все самые популярные марки грузовых машин и полуприцепов американского производства. Работают со всеми основными протоколами для связи: ISO14230, ISO9141, J1850PWM, J1850VPW, RS485, ISO15765, J2411 Euro 4/5, CAN C. Хотя многие профи, которые ремонтируют американские грузовые авто, отмечают, что самым полным программным обеспечением и возможностями подключения к коммерческой технике североамериканских производителей отличается диагностический прибор Nexiq USB Link. Устройство характеризуется отличной работой с оригинальным софтом Detroit Diesel Diagnostic Link, Caterpillar ET, Cummins Insite, и в руках толкового мастера он сможет выполнить самый полный фронт работ по диагностике североамериканской коммерческой технике. В сканере предусмотрена поддержка софта не только главных американских компаний-производителей грузовой техники — CAT, International, Cummins Detroit Diesel, Kenworth, Freightliner, — но и софта, выпускаемого производителями электронных систем управления пневматическими системами, трансмиссией, а также системами ABS: Wabco Toolbox, Eaton Service Ranger, Bendix Acom, Allison DOC. При этом он функционирует не только, как считывающее устройство. С ним возможно выполнение таких функций, как вывод данных с датчиков в режиме текущего времени, изменение параметров и выполнение сервисных операции.
Однако этот сканер, в отличие от устройств Texa Axone и Magnetti Marelli, не принесет какой-либо пользы в работе с машинами евро- и азиатского производства. Ему под силу работать только с несколькими брендами не американского производства (Volvo, Mitsubishi, Hino), однако их покрытие позволяет работать с моделями, представленными на североамериканском рынке.
Сканеры для коммерческой техники азиатского производства
Ассортимент отечественного рынка автосервисного оборудования располагает множеством автосканеров, предназначенных для работы с азиатскими грузовиками. Выбор есть. Наибольшую универсальность на сегодня продемонстрировали приборы Launch GDS, а также G-Scan, к которым идет набором спец.адаптеров и софта, предназначенных для работы с грузовыми авто. Отличным помощником в работе с грузовиками японского производства может стать ранее упоминавшийся прибор Autocom CDP Pro. Но для работы с китайскими и корейскими грузовиками его функционала вам будет мало.
По словам технического директора одного из автосервисов, лучшим вариантом для диагностирования китайских грузовых машин как малого тоннажа, так и тяжелых, станет прибор Launch GDS. Его можно назвать «родным» для китайских грузовиков диагностическим устройством. «Мы занимались изучением дилерских автосканеров китайских производителей спецтехники и грузовых машин. Они имеют большую схожесть в интерфейсе и программном обеспечении с прибором Launch. Мы подозреваем, что сама компания Launch принимала непосредственное участие в процессе их создания. Поэтому, если ваша специализация – китайская коммерческая техника, то лучшего прибора вам не найти. По южнокорейским грузовикам: оптимальным вариантом станет Gscan. У нег есть явное конкурентное преимущество – ео разработка происходила в Южной Корее, поэтому и модели данного рынка в его базе имеют очень хорошую и глубокую проработку».
При наличии средств дополнительно к мультимарочным автосканерам можно купить интерфейсные диагностические блоки WABCO. Полноценной заменой данных инструментов для диагностики может стать только устройство Nexiq USB Link и ишь на авто, выпущенных в Америке. Относительно евро-машин, необходимость в данном блоке может возникнуть в случаях, если:
- нужна параметриризация нового электронного блока системы «WABCO» после того, как заменяют старый вышедший из строя блок новым;
- нужно выполнить ввод в эксплуатацию электронной системы «WABCO» (либо при необходимости ввода в эксплуатацию компонентов электронной системы при замене) либо произвести перепараметризацию при изменении конфигурации системы.
С чего следует начать?
Вероятно, цена оборудования покажется вам очень высокой, но это компенсируется хорошей рентабельностью работ с электронными и пневматическими системами, которые выполняются на грузовых СТО. И потом, нет необходимости покупать сразу все. Можно начать с самого простого и того, что уже освоено вами. Далее, уже по мере необходимости, можно будет докупать новое оборудование.
В заключение скажем пару слов о кадрах. Стать спецом в диагностировании грузового транспорта – самая тяжелая задача. Найти готового спеца, понимающего все в диагностировании коммерческой техники, на рынке практически невозможно. И если он все же найдется, то маловероятно, что это будет действительно профи. Поэтому не стоит спешить с покупкой автосканера впрок – для начала нужно продумать, как будет решаться кадровый вопрос.
Возможно «взращивание» такого спеца из числа своих сотрудников, но для этого нужно отыскать человека, обладающего отличными базовыми техническими знаниями, понимающего, как устроены и функционируют устройства электронных и пневматических систем. Сегодня, к сожалению, специалистов обучают только в столице и крупных городах, и стоимость этого обучения довольно высокая. Периодически проводят спец. интенсивы по обучению иногородних слушателей, однако сделать человека профессиональным диагностом за 56 дней – задача нереальная. В течение этого времени можно только дать ему информацию об основных принципах работы прибора для диагностики. А уже остальное напрямую будет зависеть от того, насколько человек способен обучаться, самообучаться и от того, применяет ли он знания на практике. Как бы ни было, полноценным диагностом он сможет стать не ранее, чем спустя полгода регулярной практики на различных машинах.
Поэтому если в планах компании освоение этого направления в диагностике, то, прежде всего, необходимо подобрать кандидата на место будущего диагноста, после чего надо начать искать «технического партнера» - такой компании, в которой можно будет не только приобрести оборудование, но также в первое время получить технические консультации по вопросам работы с этим оборудованием. Ну, а дальше уже дело за временем и вашей настойчивостью.
По словам продукт-менеджера компании Bosch по диагностическому гаражному и оборудованию, на такое оборудование спрос есть всегда, и он постоянно лишь возрастает. Такая ситуация сложилась потому, что диагностирование электронных систем грузовиков на проф. уровне стало не так давно, и потому, что автопарк грузовиков регулярно расширяется, появляется все больше современной техники, оснащенной большим кол-вом электронных элементов. Ассортимент оборудования Bosch сегодня располагает одной моделью автосканеров для грузовиков: KTS Truck.
Организация поста диагностики грузовиков включает очень много моментов, и руководство каждого сервис-центра подходит к решению этого вопроса индивидуально. Когда планируют заниматься только диагностированием электронных систем машины, вполне могут обойтись лишь автосканером и набором сопутствующих кабелей. Но если планируют заниматься более тщательным диагностированием, понадобится моторный тестер FSA 500 либо FSA 720. С их помощью возможно выявление проблем, и можно уже не полагаться только на показания блоков управления. При этом выполняется отдельно диагностика датчиков, электрических цепей, блоков управления и пр.
Существуют также и прочие виды диагностики. К примеру, диагностирование тормозной системы. Для проверки эффективности тормозов прибегают к роликовым тормозным стендам BSA 5xxx. Обычно это – отдельный пост, на нем и диагностируют электронные системы.
Кроме того, следует уделить внимание диагностике элементов подвески, используя люфтдетектор.
Чтобы диагностировать системы кондиционирования, используют установку ACS 810. С ней можно проверять герметичность системы, выявлять места утечек, оценивать общую работоспособность системы, а также восстанавливать недостаток хладагента.
При помощи тестера BAT 131 проверяют, в каком состоянии находятся аккумуляторные батареи. Он помогает выполнить оценку состояния батарей, узнать, какая степень заряда, обнаружить неисправную батарею.
Особняком стоит вопрос о диагностировании и ремонте дизельной топливной аппаратуры. Тут арсенал Bosch располагает полным ассортиментом оборудования для диагностирования и ремонта форсунок и ТНВД.
Определившись со списком работ, нужно заняться поиском специалиста, подбором оборудования, а также оборудование рабочего поста – и все готово к запуску.
Комментарии